Гордости и предубеждение и зомби и феминизм

Многим людям не нравится, когда классику начинают экранизировать. Если почитать отзывы на фильм «Унесенные ветром», складывается впечатление, что он не понравился никому из читавших роман. Из 3 адаптаций «Мэнсфилд-парка» наиболее приличная только та, 1983 года (по мнению меня и некоторых посетителей Кинопоиска).

А еще людям не нравится, когда классику начинают улучшать.
“Смерть приходит в Пемберли”, «Разум и чувства и морские гады», «Президент Линкольн — охотник на вампиров». И конечно «Гордость и предубеждение и зомби».

Если кто-то не в курсе, что это за фильм, писатель Сет Грэм-Смит взял оригинальный сюжет Джейн Остин и засунул в него зомби-аппокалипсис. Теперь чаепитие может закончиться кровавой резней, а леди и джентельмены соревнуются в количестве поверженных зомби.

Гордости и предубеждение и зомби и феминизм
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»

Рейтинг фильма на Кинопоиске всего 5,7, но у меня есть несколько аргументов в пользу того, что в этом случае изменения пошли на пользу оригинальному сюжету (иначе я не начала бы писать этот пост). С другой стороны, недостатки тоже есть, и нет смысла их замалчивать.

Итак, сначала плюсы.

Оживление

Зомби оживляют пасторальные пейзажи, так же как ножи и пистолеты оживляют девичьи юбки. Большую часть фильма я чувствовала эстетическое наслаждение он природы, замков, нарядов и поединков (кроме совсем уж нарочитых постановок). Хотя в глаза и бросаются некоторые нарочитые красивости типа абсолютно новых сапог в бедной семье Беннетов, дамы которых вроде как постоянно тренироваться в них должны.

Гордости и предубеждение и зомби и феминизм
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»

Кроме того, при перенесении пьесы или книги на экран зачастую трудно оживить диалоги. В книгах редко описывается каждый шаг разговаривающих друг с другом людей. В пьесах актеры и вовсе обычно стоят на месте. Читать это может и интересно, а вот смотреть на это однообразие не очень. Вспоминаю старый фильм «Укрощение строптивой», и абсурдную сцену где Катарина во время спора убегала от Петруччо по крышам (!).

Драки же с одной стороны вносят в диалог динамику, с другой стороны оправданы сюжетом — героиням надо постоянно тренироваться для борьбы с зомби, а военное время заставляет решать конфликты силой. Поэтому поединки можно назвать отличным способом оживления разговоров.

Как зомби превращают гусениц в бабочек

Каждый персонаж обновленной истории выглядит значительнее, чем в оригинале. Изменение условий отразилось как на прекрасных дамах, так и на главной мужском персонаже, Дарси. В другой статье (в этой) я писала о том, почему он, как герой, мне не нравится. Но здесь, сделав его военным, автор превратил его из богатого трутня в значимого персонажа.

Гордости и предубеждение и зомби и феминизм
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»

Финальный твист также идёт ему на пользу. Побег Лидии с Уикхемом из «ситуации, которую он разрешил, хотя мог бы и предотвратить» превратилась в «ситуацию, которую он помог разрешить, но предотвратить ее не мог». Наконец-то он действительно превратился в смелого красавца-мужчину из «10 тысяч в год его главное достоинство». (ох уж эти женщины, вечно нам надо все сразу)

Кроме Дарси преображается также женская половина героев. Леди Кэтрин де Бер уже не богатая самодурка, а герой войны. Миссис Беннет может не только болтать и позорить дочерей, но и истреблять вместе с ними зомби. Да и сами девушки из «я немного играю на фортепиано» или «я могу ездить на лошади и немного вышивать» превращаются в грозную силу, способную дать отпор не только навязчивым кавалерам, но и плотоядным монстрам.

Гордости и предубеждение и зомби и феминизм
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»

Даже Уикхем из мелкого пакостника превращается в амбициозного злодея. Он не просто не хочет платить долги, он хочет нажиться на апокалипсисе и захватить Лондон. Сей блестящий офицер способен не только кружить головы наивным барышням, но и организовать зомби в отряд и отправить на штурм цитадели консерватизма.

Приятная версия феминизма

Это та которую не пихают тебе в лицо. (вот мы и добрались до него) Никто не заставляет восхищаться «сильными и независимыми» только потому что они женщины, «что-то доказывающие тупым мужикам».

Давайте смотреть правде в глаза, в наш просвященный век у большинства людей феминистки ассоциируются с тупыми неухоженными лесбиянками (или как минимум с одним из вышеперечисленного). В фильме же показаны 1. привлекательные девушки 2. которым оружие добавляет изюминки 3. точно гетеросексуальные.

Гордости и предубеждение и зомби и феминизм
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»

Это кино-произведение выдерживает приятную грань между силой и женственностью. То есть с одной стороны женщины не пытаются забрать себе все лавры, как в тех же «Зачарованных» или из последнего «Взрывная блондинка». С другой стороны они все же занимают в истории значительное место, во-первых потому что это история о них, во-вторых потому что они оказывают на сюжет значительное влияние.

Как ни странно, это идет и на пользу любовной истории тоже. Ведь гармоничной привязанность выглядит, если оба партнеры достойны уважения. Вроде «она сильная, а он сильнее». Любовь Дарси уже не выглядит одолжением Элизабет. Элизабет есть за что ценить и уважать Дарси.

Бескорыстная любовь

Если оригинальная Элизабет была у меня (и у самого автора, как мы видим в фильме «Любовные неудачи Джейн Остин») на подозрении в корысти, ведь влюбилась в Дарси только после того как увидела его поместье, то боевая версия Элизабет за подобным замечена не была. В поместье Дарси (Пемберли) она не бывала, да и у самого героя хватает достоинств, кроме высокомерия.

Гордости и предубеждение и зомби и феминизм
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»

Чем история хуже оригинала:

Во-первых, любовная линия. Если линия Джейн/Бингли осталась без изменений, то Лиззи/Дарси несколько изменились и не в лучшую сторону. Поясню.

Раньше это был любовный треугольник Лиззи (обиженная на Дарси и симпатизирующая приятному Уикхему, но осознавшая что это была просто симпатия, а позже проникшаяся чувствами к Дарси) — Дарси (сначала равнодушно отнесшийся к Лиззи, но позже влюбившийся в неё, раньше, чем влюбилась она сама, и действовавший в финале в основном из-за чувств к ней) — Уикхем (использовавший Лиззи, как и многих других, для создания позитивного образа себя и негативного образа Дарси, равнодушен к девушке).

Теперь же Лиззи не просто слегка задета невниманием. Она искала внимание Дарси и получила отставку, потом флиртует с Уикхемом, что делает ее ветренной, потом отказывает Дарси, но в конце целует его и говорит что полюбила с первого взгляда. Уикхем также использует Лиззи, но уже для получения финансирования. Дарси также сперва не заинтересован в лиззи, но позже влюбляется в неё (слишком быстро, но обоснованно).

Разница может и небольшая, но учитывая и так спешащий фильм изменения в чувствах героев превращаются в настоящий калейдоскоп, за которым трудно уследить.

Гордости и предубеждение и зомби и феминизм
Кадр из фильма «Гордость и предубеждение и зомби»

Во-вторых, сюжет. В зомби-версии фильме он стал сложнее, быстрее и запутаннее. Тут уже нет рассуждений любит-не любит. Нет, сэр, только спасение Англии интересует молодёжь. Мне нравится интрига и экшен, но некоторые моменты притянуты или не раскрыты. Например, «всадники зомбиаппокалипсиса» они просто есть и ни на что не влияют. Не дерутся, ничем не отличаются от обычных зомби кроме крутых масок.

Итого

Судя по моей предвзятой системе оценки, плюсы фильма перевешивают минусы. И хотя с детьми его не посмотришь, он подойдет для просмотра в одиночку или в приятной совершеннолетней компании.

Из более менее похожих фильмов могу посоветовать: «Президент Линкольн: охотник на вампиров» (антураж и вампиры), «Магазинчик ужасов» (антураж и пришельцы), «Дальше по коридору» (визуал и типа интрига) и «Страх сцены» (визуал и.. мне очень нравится этот мюзикл, поэтому я часто его советую).

Ещё

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *