Комедия положений или дискриминация женщин от Джейн Остин?

Сегодня речь пойдет о книге «Эмма» вышеназванной писательницы. Впервые я прочитала ее несколько лет назад и подумала «что за ерунда»? Потом перечитала ее в прошлом году и она мне даже понравилась. В ней есть эта приятная атмосфера небольшого городка, где живут исключительно добрые и приветливые люди, а самое отрицательное качество — это болтливость и когда малознакомую девушку называют по имени. Потом было третье прочтение и моей мыслью на протяжении него было «что за нафиг??».

Для комедии положений характерно, чтобы герои попадали в нелепые ситуации и совершали ошибки. То есть и предполагается, что читатель/зритель будет смотреть на него и посмеиваться над ним. И Эмма до конца книги являет собой, пусть сглаженного, но все же характерного для этого жанра персонажа. Она самоуверенна, она думает, что все знает, она не прислушивается к старшим, она делает скоропалительные выводы и потом стыдится их и своего поведения.

Комедия положений или дискриминация женщин от Джейн Остин?

Казалось бы, все в порядке, но есть в этой истории кое-что, испортившее мне последнее ее прочтение.

Традиционно комедийными персонажами были не только женщины, скорее даже можно сказать, что в основном ими были мужчины. Вспомнить хотя бы «Иван Васильевич меняет профессию», значительную часть юмора которой делает дуэт Милославского и Бунши. Но Джейн Остин делает явный перекос в другую сторону.

Комедия положений или дискриминация женщин от Джейн Остин?

Вот основные женские персонажи книги:

  • Эмма Вудхаус — она ошибается вообще во всем подряд. Она не поняла, что м-р Элтон приходил к ней, а не к Гарриет, что Френк влюблен в Джейн Ферфакс (и наоборот), что Гарриет влюблена в м-ра Найтли. В целом ошибкой (по ее собственному мнению) было сближение с этой девушкой, а также попытки ввести ее в слишком высокое для той общество. Она подозревала Джейн в недостойном увлечении мужем своей лучшей подруги. Она считала, что Френк влюблен в нее, или был влюблен какое-то время. Эмма обижает мисс Бэйтс неосмотрительными словами.
  • миссис Уэстон — не поняла, что Фрэнк не влюблен в Эмму, а Эмма не влюблена во Френка, подозревала, что м-р Найтли имеет чувства к Джейн
  • Гарриет Смит — ошибалась по поводу пользы дружбы с Эммой, а так же когда доверяла ей, ведь в результате вся «помощь» подруги ни к чему не привела. Девушка только на время загордилась, но позже вернулась в подходящий ей социальный круг. Так же она ошибалась по поводу чувств к ней м-ра Элтона, а позже м-ра Найтли
  • Августа Элтон — ошибочно мнит себя звездой общества и влиятельной фигурой, часто ошибается в мелочах, да и в целом она персонаж исключительно комический
Комедия положений или дискриминация женщин от Джейн Остин?

А вот мужские персонажи:

  • мистер Найтли — прав решительно во всем. Он был прав, когда говорил, что Фрэнк мог бы приехать в город раньше, если бы хотел. Он заметил его чувства к Джейн. Он с самого начала осуждал поиски Эммой мужа для Гарриет, поддерживал фермера Мартина и осуждал девушку за отказ ему.
  • Фрэнк Черчилл — был прав, заключив тайный брак и всех обманывая, так как все для него кончилось хорошо и никто на него не обиделся
  • викарий Элтон — обманывался в мотивах Эммы только из-за двусмысленного ее поведения, удачно женился
  • мистер Джон Найтли — с первого взгляда понял, что Элтон ухаживает за Эммой, а ее поведение выглядит как поощрение
  • фермер Мартин — был прав, добиваясь Гарриет, так как в конце оказалось, что они хорошая пара, и только Эмма мешала им с самого начала воссоединиться

Именно история Гарриет проходит через всю книгу как серия неудач Эммы. И каждая ее неудача подтверждала правоту м-ра Найтли. В итоге Гарриет и вышла за того, кого он ей советовал. Остальная ерунда вроде «ваш выбор жены для Элтона лучше его собственного» и «она лучше, чем я о ней думал», и «я поговорил с ней и понял, что у нее внутри» просто слова. Сам Элтон доволен своей женитьбой и не раскаивается в ней, значит его выбор был правильным. Гарриет не вышла замуж за кого-то «выше» фермера, значит оценка ее Эммой была завышенной. Что с того, что она достойная девушка, если она незаконнорожденная и глупая? Никто кроме фермера не захотел бы жениться на ней (как и говорил Найтли). Хотя м-р Найтли стал относиться к Гарриет лучше, как девушка она его все же не привлекала (о чем и говорил он, и с чем спорила Эмма). То есть все попытки в конце установить некий баланс из разряда «они оба были не правы» просто фикция.

Комедия положений или дискриминация женщин от Джейн Остин?

И этот перекос сильно портит историю в целом. Это уже не просто ситуация, где люди ошибаются, а потом понимают, что были не правы, а мы смеемся над ними всеми. Это история о глупых женщинах, которые не должны спорить с умными мужчинами, и не должны искать иных занятий и увлечений, кроме заботы о домашнем очаге, потому что все равно они в этом провалятся. И речь не только об увлечении Эммы сватовством, но и о Джейн, которая была бы унижена, поработав до свадьбы гувернанткой, и о миссис Элтон, по примеру других замужних подруг забросившей после свадьбы живопись и музыку. И от этого становится грустно.

Попробую перечитать книгу еще через год, может быть на четвертый раз мои впечатления снова склонятся к плюсу.

P. S. Особо в этой истории выделяется социальная лестница. Она должны быть отдельным персонажем, так как все герои вычисляют, с кем они могут общаться, а с кем не могут. Кто должен открывать бал, а кто нет. Кто более достоин внимания: новобрачная из семьи купцов или незамужняя девушка из знатной семьи. Кто в семейной паре выше, а кто ниже друг друга. Какой брак считается равным, а какой еще ровнее. И все эти вычисления («был бы он на 1-2 ступени выше, я могла бы к нему заходить») сильно мешают наслаждаться чувствами и любовными интригами.

Отсюда вопрос, должны ли мы быть на одной ступени социальной лестницы, чтобы вы прочитали мой пост??

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *