Женщина сидит в подвале. Начинает трястись потолок. Шум все сильнее. Летят щепки. Дверь выламывается и отъезжает в сторону. Женщина целится в образовавшийся проем из ружья. «Мама?»
Я уже не помню, когда последний раз так смеялась, как над этим моментом. Я не могла остановиться, из глаз текли слезы. Со стороны наверно казалось, что я смотрю комедию а не фильм ужасов.
Других «шуток» в фильме не было, поэтому выскажусь по поводу зачинщика веселья. Майк Майерс — человек без лица, без характера, без эмоций и видимо без глаза. Его предыстория весьма скудно показана, может в расчете на то, что мы смотрели предыдущие фильмы, а может она просто не важна. Да и какая может быть предыстория у того, кто ходит из дома в дом и убивает незнакомых людей?
И тем не менее, некоторые мысли, возникшие после окончания просмотра, не позволяют отнестись к этому фильму, как к проходному ужастику, на который он, откровенно говоря, больше всего и похож. И вот почему.
Майк Майерс не является двигателем сюжета. И это нонсенс для фильма ужасов. «Кошмар на улице Вязов» случился, потому что Фредди пугает детишек. «Пятница 13» случилась, потому что Джейсон наказывает распутную молодежь. Это их стремления. У Майерса стремлений нет. Он самый имманентный персонаж фильма.
Про него начинают говорить, потому что журналисты собирают материал о нем. Сбегает он потому что суд решил его перевести в другую клинику, а его доктор помешался на нем. Майерс нападает на главных героев, потому что его привозят к их дому, но не похоже, чтобы он реагировал на них не так, как на других людей. На мой взгляд, он вел себя так же с любыми другими людьми. Сразу оговорюсь, в фильме доктор говорит, что маньяк сбежал сам, но моя версия — побег организовал сам врач, и это лучше вписывается в логику происходящего.
Так почему Майк Майерс важен, если сам он ничего не решает? Мне кажется, он является образом чистого зла. Без стремлений и желаний он просто сеет разрушения. И этим он притягивает. С ним нельзя поговорить, как с обычным человеком, невозможно понять, что им движет, и эта непонятность не дает выкинуть его из головы как доктору, так и Лоре, которые посвятили ему десятки лет, возможно в ущерб собственной жизни.
Также интересен символизм, традиционно мужчины ассоциируются с трансценденцией, но здесь главный герой максимально имманентен. И наоборот традиционно имманентные женщины здесь максимально трансцендентны.
В целом могу сказать, что о просмотре не жалею (отсылка к шутке в начале), хотя все эти идеи и не компенсируют сюжетные дыры и странности происходящего.