Ода «Баскетболу Куроко»

В огромном море аниме есть жанр, называемый «спорт». Не спешите отмахиваться от него, говоря что «лучше посмотреть настоящий матч» или «зачем аниме, если есть спортивные фильмы».

Аниме обладает рядом преимуществ, о которых я и собираюсь рассказать на примере аниме «Баскетбол Куроко», попутно сравнивая его с некоторыми спортивными фильмами.

Для начала два слова про сюжет аниме и его основных персонажей. Сейрин — старшая школа, в которую поступает главный герой Куроко. Раньше он состоял в команде супер-талантливых баскетболистов, которые зазнались и перестали выкладываться во время матчей. Сам он не слишком талантлив, но, используя опыт и хитрость, оказывает существенную поддержку своей новой команде. Через тренировки и соревнования (Межшкольные соревнования и Зимний кубок) показано развитие отношений героя с новой командой и старыми друзьями, которым он пытается помочь снова полюбить баскетбол.

Ода "Баскетболу Куроко"
Куроко и его команда из средней школы

Итак, преимущества.

  1. Формат. Из-за того, что аниме не нужно умещаться в 1,5-2 часа, у него есть достаточно времени рассказать обо всем, что сочтет нужным автор. То есть мы смотрим не просто конкретный матч, но и историю развития персонажей, их проблемы и т д. Можно сказать, что фильм «Чудо» прекрасно распорядился имеющимся временем, но стоит обратить внимание на то, что это история от лица тренера, из игроков фокус внимания только на 1-2 участниках из всей команды.
  2. Раскрытие личностей героев. В отличие от настоящих матчей, герои не просто инструмент для забрасывания мяча. У каждого из центральных персонажей есть своя история, свой характер, своя проблема, которая должна решиться по ходу произведения. У нас достаточно времени, чтобы увидеть, как Куроко заинтересовался баскетболом, как тренировался, как отчаялся и как нашел свой путь.
  3. Аниме — художественное произведение. Это сказывается в том, что оно подчинено структуре и события случаются не обязательно те «которые были бы в реальности», а которые нужны. Поясню, я не считаю, что финальный матч должен был закончиться так, как он закончился. Но есть причина, по которой он должен был закончиться именно так. Даже если вы болеете за команду противников, вы все равно понимаете, почему победа героев — это правильный финал.
Ода "Баскетболу Куроко"
Слева направо: Акаши, Мидорима, Кисе, Куроко, Кагами, Аомине

4. У всех героев есть внятная мотивация. Да, если жанр спорт то мотивация самая простая — победить. Но, например, фильм «Движение вверх» на этом месте спотыкается, ведь играть никто не хочет. Тренеру победа нужна только чтобы ребенка выпустили заграницу для операции. Игроки боятся американцев и не слишком мотивированы на победу. На фоне этого немного детские фразы Куроко «я люблю баскетбол» и «я хочу, чтобы Аомине снова начал улыбаться во время игры» звучат как бальзам на душу.

5. Кроме персонажей по-отдельности, раскрываются также отношения между ними.

6. Главный герой вызывает эмпатию. А если не вызывает, то в фокусе достаточно персонажей, за которыми интересно наблюдать.

7. Всегда есть над чем подумать после окончания просмотра:

  • такой ли хороший человек Куроко и на сколько честны его методы? Он много говорит о том, как важно играть в баскетбол по правилам, но разве подкрасться со спины, пользуясь тем, что противник тебя не замечает, правильно? Насколько нечестно играет команда «Кирисаки Дайчи»? И если они нарушают правила, то почему другие команды ничего не предпринимают? Показать синяки, попросить судей пересмотреть матч, хотя бы свою запись им показать (а Куроко постоянно на матчи с камерой ходит). И насколько в моменте прессинга Киеши главные герои поступали правильно? Благородно ли, использовать старшего товарища как живой щит, даже если он сам на этом настаивает?
  • как люди справляются с эмоциональной нагрузкой в зависимости от характера и жизненных принципов. Мидорима, считающий, что мужчина должен выкладываться на полную, и с медными трубами справился, словно бы, проще всех. У Кисе было меньше проблем с контактом с новой командой в силу легкого характера и общительности. Аомине, любящий баскетбол больше других и не увлекающийся ничем кроме него, остался в пустоте и одиночестве, когда баскетбол потерял свою привлекательность. Про Акаши и вовсе говорить страшно (и спойлерно).
Ода "Баскетболу Куроко"

8. Психологичность. Финальный матч является точкой разрешения заявленных конфликтов. В случае главных героев, финальный матч решает нарцисические проблемы персонажей. У команды главных героев он закрепляет идею «вместе мы можем победить», что помогает выстроить им дружеские отношения и не дает развалиться на отдельных спортсменов, интересующихся только личными достижениями. Команде их оппонентов он показывает, что проигрыш это еще не конец, что можно быть не идеальным и при этом остаться собой, хорошим баскетболистом и другом. Для сравнения, в «Движении Вверх» баскетболисты просто играют и все. В фильме нет конфликтов, которые разрешились бы в финале.

Ода "Баскетболу Куроко"

9. Демонстрация того, что хорошие друзья и сыгранная команда — это не одно и тоже. Пример из того же «Движения вверх»: если кто-то пришел поддержать сокамандника в больницу, это значит, что он сочувствует человеку, может они приятели, может друзья, но это все. Фильм не показывает, как меняются отношения между людьми именно как между игроками. Они не стали больше доверять друг другу, у них не появилось новых приемов, которые возможны только при возросшем доверии друг к другу (если вы скажете про финальный пас, то я отвечу — это ЧУДО, Белов не слушал указания тренера, а смотрел на девушку, они с Едешко заранее пас не отрабатывали (в фильме, не в жизни), так что это не результат совместной работы, а случайность). В Баскетболе Куроко же, например, команда Сютоку (оранжевые) показаны и как друзья (вместе едят арбузы на отдыхе), и как сокамандники. Второе напрямую показано в игре — Мидорима изначально отстраненно относился к Такао, хотя и играл вместе с ним, но позже оценил его мастерство и они сделали совместный прием — бросок в прыжке. Также показана постоянная поддержка капитана команды в качестве центрового и несгибаемого лидера.

В общем, если я до сих пор до вас не достучалась, вы или мертвы внутри, или старше 20. Но, надеюсь, для вас еще не все потеряно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *